Унификация промышленной политики
Классическая экономическая модель исповедует принципы свободы торговли и предпринимательства, совершенной конкуренции, известные как "laissez-faire", и выступает против вмешательства государства. Однако кейнсианство, а также целый ряд новых теорий обосновывают необходимость и полезность государственной экономической политики, в том числе и промышленной для преодоления так называемых провалов рынка и решения целого ряда стратегических проблем экономического развития нации.
Среди ученых и практиков нет однозначного толкования промышленной политики. Существует множество определений, дающих широкие и узкие трактовки, например, такие как:
"Промышленная политика есть координированное целеполагание."
-"Промышленная политика - совокупность мер, применяемая выборочно к отдельным проектам, фирмам, отраслям, с тем, чтобы достичь результатов, которые правительство считает благоприятными и эффективными для национальной экономики в целом".
-"Промышленная политика включает все те меры, которые государство использует для улучшения экономического роста, производительности, конкурентоспособности".
По широте охвата различают три (не исключающие друг друга) типа промышленной политики: макроэкономическую, секторальную и микроэкономическую политики. Первая носит наименее интервенционистский характер, поскольку сводится в основном к созданию благоприятного экономического климата для функционирования частного бизнеса. Секторальная политика применяется в тех случаях, когда провалы рынка затрагивают конкретные отрасли. Микроэкономическая политика означает применение государством мер, направленных непосредственно на деятельность отдельной фирмы или группы фирм.
По механизму действия промышленную политику классифицируют как: ориентированную на рынок, интервенционистскую и смешанную. Первый тип направлен на поддержание конкуренции и свободы рынка. Политика интервенционистская проводится в формах и методах, аналогичных тем, что применяются в централизованно планируемых экономических системах. В действительности, государства обычно используют некоторую комбинацию рыночных и директивных методов, а потому их политика является по существу смешанной.
К основным инструментам промышленной политики относятся, в частности:
тарифы и нетарифные ограничения (НТБ). Введение тарифов и НТБ может существенно ослабить конкуренцию.
антитрестовские законы. Их наличие ограничивает монополистические тенденции и усиливает свободную конкуренцию.
налоги и субсидии. В первую очередь те, что применяются селективно и создают преференции тем или иным отраслям, компаниям или, например, экспортерам.
некоммерческие кредиты и предоставление кредитных гарантий (например, венчурному бизнесу, сопряженному с высоким уровнем риска).
государственные заказы частным фирмам.
поддержание образования и профессионального обучения.
поддержка географической и профессиональной мобильности рабочей силы.
финансирование НИОКР за счет бюджетных средств и др.
Роль государства в экономической жизни общества - широко дискутируемый вопрос. В 1980-е гг. в результате так называемой неоконсервативной контрреволюции в экономической теории верх одержали сторонники принципа laissez-faire. Однако, несмотря на широко распространенное мнение, что границы государственного вмешательства в рыночную экономику следует ограничивать и суживать, непреложным фактом является то, что наиболее впечатляющих экономических результатов добились страны, чьи правительства осуществляли активное и сильное влияние на все стороны коммерческой деятельности. Сторонники новой теории торговли и стратегической промышленной политики выдвигают целый ряд аргументов в пользу государственного вмешательства в экономику.
Временные горизонты частного бизнеса и рынка в основном краткосрочны. Правительству легче определить долгосрочные приоритеты страны в целом, выбрать адекватные меры для их реализации, установить ориентиры для частного бизнеса, расширив горизонты его видения экономики, и создать систему стимулов для частного капитала.
Правительства могут создавать буферные запасы продукции, скупая ее на переполненном рынке, предотвращая или смягчая действие кризиса. Частный рынок не способен не такие действия.
Фундаментальные научные исследования имеют значительные положительные внешние эффекты для всей экономики и всего общества в целом. Однако высокие риски и издержки их проведения, зачастую не сиюминутная отдача не позволяют частному капиталу финансировать фундаментальные НИОКР. Поэтому в большинстве стран этот вид исследований финансируется полностью или частично, непосредственно (через субсидии и прямое бюджетное финансирование) или опосредованно (через налоговые льготы) государством.
Промышленная политика государства может повысить адаптивность и эффективность экономики благодаря развитию образования и производственного обучения, формированию экономической и социальной инфраструктуры, повышению мобильности факторов производства и пр.
Государство может адекватно реагировать на экономическую политику других государств, а также на экономические действия иностранного капитала, отстаивая долгосрочные экономические интересы страны, ее предпринимателей и населения в целом.
Все эти аргументы в равной степени относятся и к промышленной политике отдельных национальных государств, и к единой промышленной политике ЕС. Промышленная политика ЕС не заменяет, а дополняет национальные промышленные политики. Политика ЕС применяется только в тех случаях, когда ее действенность выше, чем у национальной политики, и координируется с последней.
Промышленная политика ЕС формировалась достаточно долго и мучительно. Вплоть до середины 1970-х гг. развитие западноевропейских стран развивалось достаточно успешно и демонстрировало относительно быстрые темпы экономического роста, низкие уровни инфляции и безработицы, низкие цены на сырье. В этих условиях происходила и либерализация международной торговли: в рамках ГАТТ активно понижались тарифы.
Похожие работы:
- Унификация промышленной политики
Классическая экономическая модель исповедует принципы свободы торговли и предпринимательства, совершенной конкуренции, известные как "laissez-faire", и выступает против вмешательства государства. Одна...
- Унификация транспортной политики
Для единого рынка и полноценного экономического и валютного союза транспорт и коммуникации имеют принципиальное значение. Во-первых, это способ и условие реализации основных экономических свобод, пров...
- Унификация аграрной политики
Аграрная политика и ее унификация занимают центральное место в концепции развития ЕС. Этому можно дать целый ряд объяснений.
Во-первых, сельское хозяйство признано стратегической отраслью экономики. ...
- Последствия промышленной революции
Развитие английской промышленности способствовало росту экспорта. В 1782 г. вывоз английских товаров оценивался в 13 млн фунтов стерлингов, 1792 г. - уже в 25 млн, в 1800 г. - около 35 млн, в 1815 г. ...
- Англия - родина промышленной революции
Уже в XVII в. Англия начала обгонять мирового лидера — Голландию сначала по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII в. Англия...